Документация

Наша методичка

Для Вашего удобства нашими специалистами было разработано методическое пособие. В нем Вы найдете подробное описание каждой экспертизы проводимой нашей компанией. Расценки. Формулировку вопросов. И много полезного.

Подробнее

Общие признаки почерка

Независимые экспертизы

Почерковедческая экспертиза

Внешними признаками почерка называют письменно-двигательные навыки субъекта и то, как они проявляются на письме в индивидуальном начертании букв и буквосочетаний. Эти свойства проявляются в результате того, как у каждого человека формируются единые закономерности движения руки при письме. Поэтому существующие признаки относят к групповой принадлежности.

Всю совокупностей общих признаков почерка можно разделить на 3 группы:

  • признаки, говорящие о том, насколько у человека сформирован письменно-двигательный навык;
  • приметы, описывающие движения руки по её траектории;
  • признаки, которые характеризуют пространственную ориентацию движений и фрагментов рукописи.

Первая группа: ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ И ФРАГМЕНТОВ РУКОПИСИ

Эта группа признаков описательно связана с тем, как субъект, создающий рукопись, привык располагать её отдельные части на листе бумаги. То, как эти признаки проявляются, будет зависеть от многочисленных факторов, например, от того, видит ли пишущий весь лист целиком и от того, какой объём имеет предложенный текст.

Эта группа признаков устанавливает, как субъект создания рукописи расположит текст относительно краёв листа, как будут записаны отдельные фрагменты и части текста, как весь текст в целом записывается на имеющихся линейках или без них и прочее. Эти оценочные критерии довольно устойчивы и практически неизменны, даже если человек стремится умышленно трансформировать свой почерк. Ведь субъект в такие моменты больше концентрируется на особенностях своего индивидуального буквоначертания, стремясь как можно больше унифицировать их, меняя привычную манеру письма. Таким образом, внимание с пространственной ориентации полностью переключается на движения рукой.

Для выявления этой группы признаков не подходят маленькие тексты и отрывки. Объём фрагмента должен быть не меньше полстраницы-страницы.

В эту группу включаются такие признаки, характеризующие почерк.

Принцип размещения отдельных частей рукописи (обращения, заголовки, наименования, даты, резолюции, подписи). Показательно то, как они стоят по отношению к бумажным срезам, основному тексту и друг другу.

Официальные документы характеризуются общепринятым порядком того, как размещаются реквизиты, что пишется в содержании, и как располагаются текстовые фрагменты. Резолюцию помещают в верхней части документа с левой стороны, дату – справа сверху или внизу, после основного текста, а справа от неё находится место для подписи. Обращение к лицу, которое принимает документ находится над основным текстом с небольшим смещением влево или вправо. То, какое место подпись и дата занимают относительно друг друга на листе, является чрезвычайно показательным моментом. Также если субъект создания рукописи устойчиво нарушает какую-либо из этих закономерностей, распознать его авторство становится в разы легче.

Оставляет ли субъект на листе поля, какого они размера, формы, ровные ли т.п. Люди, как правило, делают отступы от краёв листа бумаги при написании текста слева и справа. Но то, что поле присутствует, эксперт, исследующий почерк отмечает лишь тогда, когда оно соблюдается одинаково во всех строчках. Если случается отступление хотя бы в одной строке, поле считается отсутствующим.

Поля измеряются по максимально выступающим строкам слева и справа от текстовой линии. По размерам они бывают:

  • малыми – если отступ от края листа до начала текста составляет около 1-го см;
  • средними – если размер измеряемого отступа колеблется в границах 1-3 см;
  • большими – если отступ шире 3-х см.

Если поле уже отчерчено на листе, пропечатано типографским методом или автор документа нарисовал его перед тем, как начинать писать текст, размер отступа измеряется не от края листа, а от границы полей.

Довольно редко пишущему удаётся идеально ровно выдерживать непроведённую линию отступа, поэтому она может либо расширяться, либо сужаться относительно конца страницы. По этому признаку определяется та форма, с которой соотносятся поля. Это может быть прямоугольник или трапеция (при сужении). Если поля имеют форму трапеции, для них определяется направление наклона (правонаклонные или левонаклонные).

Конфигурация линии полей. Линия поля является воображаемой чертой, при помощи которой мы можем соединить начала или окончания всех строк на странице. Она бывает прямая, ломаная, извилистая, дуговая (вогнутая или выпуклая).

Если на предоставляем для написания текста листе не будет полей, то все признаки, связанные с ними, будут считаться намного более показательными, нежели если поле будет заранее напечатано.

Есть ли в документе красные строки, и насколько они велики. Большинство текстов отличается абзацным членением, когда формируются отдельные фрагменты с основными мыслями. Визуально разделить их можно различными способами. Например, сделать отступы в начале и в конце строк или сформировать отступы между самими абзацами. Но если текст пишется на русском языке, то чаще всего используются отступы в начале первых строк абзаца, называемые красными строками. Их размер измеряется от края полей до начала первого слова в отступе.

Размер красной строки бывает:

  • малым – при расстоянии до 2-х сантиметров;
  • средним – при расстоянии от 2-х до 3-х сантиметров;
  • большим – если расстояние составляет более 3-х сантиметров.

Однако мы помним, что часто встречаются рукописи с неравномерной линией полей, напоминающей кривую, ломаную, извилистую или дуговую линию. В этом случае размер красных строк измеряется индивидуально в каждом абзаце. Их краем служит первое слово с строке с отступом в начале абзаца.

Как велики интервалы между строками. Эта примета актуальна, только если документ пишется на бумаге без пропечатанных линеек. Она подразумевает то, насколько строки удалены относительно друг друга.

Это расстояние измеряется по удалению между строчными буквами, у которых нет частей, идущих под строками (а, ш, к, н).

Условная линия проводится по нижним точкам этих буквенных знаков в верхней строке и по верхним точкам букв в нижней строке. Если в получившемся промежутке не уместится более одной буквы, то интервал можно считать малым. В среднем интервале способны уместиться 2 строчные буквы. В большом – более 2-х строчных букв.

Чтобы этот признак стал более точным, расстояние измеряется в нескольких частях рукописи. И если значения сильно не совпадают, то признак считается неустойчивым. Также можно вынести колеблющиеся значения в специальную таблицу для наблюдений по отношению к отдельным частям (в области красных строк, начале, середине и окончании текста).

Насколько велики интервалы между словами. Это значение измеряется по начальным и заключительным элементам слов, которые стоят рядом. Выделенное расстояние визуально сопоставляется с двухэлементной буквой (н, п).

Размеры интервалов могут быть:

  • малыми – размер интервала сопоставим с шириной буквы;
  • средними – ширина примерно равна двум буквам;
  • большими – интервал составляет более 2-х букв.

Экспертам чаще всего встречаются рукописи, в которых интервалы между строками и словами являются средними. Эти признаки для идентификации автора рукописи практически непоказательны.

Как линия письма располагается относительно напечатанных линеек. В детстве, когда нас учат писать, большое внимание уделяется тому, чтобы буквы находились строго в границах линеек и не отрывались от них. Однако в некоторых рукописях буквы и буквосочетания могут частично оказываться под или над линейками. Это может быть обусловлено некоторыми субъективными и объективными факторами.

Как строки располагаются относительно верхнего и нижнего срезов на листе. Это то, как направлена условная линия, соединяющая низ букв, которые находятся на одной строчке. Она может быть поднимающейся, параллельной или опускающейся по отношению низу и верху листа.

Этот критерий подходит для оценки, лишь когда субъект создания рукописи пишет на неразмеченном листе бумаги. Но чаще всего строки всё равно получаются более-менее ровными, то есть с параллельным расположением.

Форма линии письма в строке. Это тот признак, который довольно легко изменить как по желанию автора рукописи, так и под действием иных факторов. Линия письма может быть прямой, извилистой, ступенчатой, выпуклой, вогнутой. Это зависит от того, в какой обстановке пишется документ: находится ли субъект в неподвижном состоянии, не торопит или не сбивает ли его кто-либо, не нервничает ли он. Также линия письма может измениться, если субъект нарочно хочет сделать свой почерк непохожим на настоящий, искажая буквы или перекладывая письменный прибор в другую руку.

Этот признак будет информативен для эксперта, только если он регулярно фиксируется во всём документе.

Как размещаются знаки препинания. В этом признаке несколько важных составляющих: а) как расположены знаки препинания (точки, запятые, двоеточия, вопросительные и восклицательные знаки и т.п.) на напечатанных линейках и в написанных строках; б) какой размер пропуска между знаком препинания и словом, после которого он написан.

Знаки препинания могут писаться на напечатанных линейках, под или над ними.

Расстояние между словом и знаком визуально сопоставляется с буквой, состоящей из 2-х элементов:

  • малое – промежуток меньше ширины буквы;
  • среднее – промежуток способен вместить одну такую букву;
  • большое – расстояние больше необходимого для одной буквы.

Как размещаются знаки переноса слов. В признаке присутствует несколько составных критериев: а) располагается ли знак переноса в линии письма, строки или линовки или находится за их пределами; б) как расположена черта: параллельно линовке, поднимается или опускается.

Вторая группа: ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ПОЧЕРКА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СТЕПЕНЬ И ХАРАКТЕР СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННО-ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Вторую группу справедливо считают наиболее значимой в плане идентификации субъекта создания рукописи. В неё включены критерии:

  • выработанности почерка;
  • оценка буквоначертания по степени сложности.

По степени выработанности почерка можно судить о том, как и насколько развиты письменно-двигательные навыки пишущего человека:

  • насколько сформирован письменно-двигательный навык;
  • насколько человек владеет техническими приёмами письма;
  • способен ли он использовать скоропись, которая применяется большинством людей.

Насколько выработан почерк, можно оценить по нескольким существенным признакам: насколько быстро пишет человек (темп) и насколько точны при этом его движения. Темпом письма называется то, насколько быстро человек написал весь документ. В процессе темп может быть медленным, быстрым или средним.

Если человек пишет медленно (или умышленно замедляет себя), это характеризуется проявлением таких признаков:

  • тупыми началами и окончаниями штрихов;
  • преобладанием интервальных соединений между связываемыми буквами и их элементами;
  • немотивированными остановками ручки при письме;
  • извилистостью при начертании прямых элементов;
  • угловатостью при выполнении овалов и полуовалов;
  • неравномерностью с которыми проявляются разгоны, размеры, наклоны;
  • наличием дописок (дорисовок), сделанных после оформления основной записи в отдельных знаках или их частях.

Быстрый темп письма, чаще всего, характеризуется:

  • высокой связностью движений при начертании отдельных знаков и их частей;
  • выполнением заключительных штрихов в буквах и цифрах с утончением;
  • наличием большого количества букв с упрощением;
  • увеличением протяжённости горизонтальных элементов между буквами и на конце слов;
  • устойчивостью размеров и разгона почерка, формы и направления движений;
  • преобладанием одинакового наклона во всём документе.
    • Для среднего темпа характерны смешанные черты:

      • средняя связность движений и преобладание присоединения в знаках;
      • овальные и прямолинейные элементы выполняются правильно;
      • вертикальные и горизонтальные линии средние по протяжённости;
      • форма и направление движений при начертании букв и их частей одинаковая;
      • наклон во всём документе одинаковый.
        • Если исполнитель пишет в спокойных условиях, в которых нет ничего необычного для него, процесс будет проходить в привычном для него темпе. Темп написания можно определить по связности движений: обычно при быстром темпе связность увеличивается. Однако встречаются и противоположные случаи: человек пишет быстро, но с низкой связностью.

          Кроме того, чем сложнее и замысловатее у человека почерк, чем более извилистые очертания он придаёт буквам и их элементам, тем замедленнее будет его темп при написании документа.

          Также скорость письма момент меняться в зависимости от внешних факторов: то, для чего и кого пишется документ, в каких условиях и каком настроении и состоянии находится субъект написания. Обычно в связи с нестандартными условиями происходит замедление темпа. Но иногда возможно и его ускорение. Если эксперт замечает подобные признаки, он фиксирует документ как написанный с необычным темпом: ускоренным или замедленным.

          Координацией движений при письме называют то, насколько движения субъекта написания выглядят согласованными и точными, судя по рукописи. При этом важно, насколько синхронны пишущая рука, органы зрения, мыслительные процессы, которые пишущий человек направляет на то, чтобы правильно выполнить задания. Все эти показатели в совокупности обозначаются в качестве письменно-двигательного навыка. В данном случае эксперт-графолог оценивает, насколько написание конкретного человека отклоняется от эталонного, заложенного в прописях.

          Координацию движений связывают с темпом выполнения, оба этих показателя бывают высокими, средними и низкими.

          Рукописи лиц с низкой координацией движений при письме характеризуются:

          • угловатостью, с которой пишутся овалы и полуовалы;
          • извилистостью элементов, которые должны быть прямолинейными;
          • неустойчивостью размеров, разгона, наклона в почерке;
          • нерациональностью (неправильностью) в соединении букв друг с другом и в отдельных частях одного знака;
          • преобладанием смешанных движений;
          • извилистой формой написания строки.
На главную